Рост 'МанЮнайтед', потолок 'Баварии' и проблемы ФИФА: главное из отчета Brand Finance

Консалтинговое агентство Brand Finance опубликовало новый рейтинг «50 самых дорогих брендов футбольных клубов». Первое место в списке 2015 года занял английский «Манчестер Юнайтед» ($1,2 млрд). Вторым стал прошлогодний лидер - немецкая «Бавария Мюнхен» ($933 млн), третьим - испанский «Реал Мадрид» ($873 млн).

PROСПОРТ приводит самые интересные данные из исследования Brand Finance.

Англия растет

«Манчестер Юнайтед» стал первым футбольным клубом, бренд которого стоит дороже $1 млрд. Его цена по сравнению с 2014-м выросла на 63% - с 739 млн до 1,2 млрд.

База болельщиков МЮ - в связи со снижением результатов - в последние годы сократилась. Но клуб продолжает процветать. В том числе - благодаря активной работе с болельщиками в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии.

«Юнайтед» удвоил свой ежегодный доход (до $79,9 млн) от титульного спонсора, сменив AON на Chevrolet. Доход МЮ от технического спонсора со сменой Nike на adidas утроится (составит $126,8 млн в год) уже с сезона-2015/16. Это самые дорогие контракты с титульным и техническим спонсорами в современном футболе.

Клуб также получит свою часть от рекордного контракта на телетрансляции премьер-лиги - примерно $124 млн за сезон.

Бренд «Саутгемптона» подорожал на 89% - это самый внушительный относительный рост стоимости клуба, зафиксированный за год (с $97 млн до $183 млн).

«Лестер Сити», который еще в апреле находился в зоне вылета из премьер-лиги, занял 42-е место в рейтинге. Ему удалось сохранить место в высшем дивизионе и таким образом гарантировать своему бренду стоимость $102 млн.

Только в топ-10 самых дорогих футбольных брендов - шесть английских клубов: «Манчестер Юнайтед» (1-е место, $1,2 млрд), «Манчестер Сити» (4-е место, $800 млн), «Челси» (5-е место, $795 млн), «Арсенал» (7-е место, $703 млн), «Ливерпуль» (8-е место, $577 млн), «Тоттенхэм» (10-е место, $360 млн). Всего же в рейтинге, включающем в себя 50 клубов, - 17 представляют Английскую премьер-лигу (16 клубов из Англии, 1 «Суонси» - из Уэльса).

Немцы уперлись в потолок

Мюнхенская «Бавария» занимает второе место в рейтинге, ее бренд оценивается в $933 млн. Это на 4 ($302 млн).

Проблема немецких клубов в непопулярности бундеслиги (относительно английского, испанского и французского чемпионатов) за пределами Германии. Для того, чтобы удержаться среди лидеров рейтинга брендов, «Баварии» необходимо завоевывать международные рынки.

С точки зрения борьбы за доходы от телетрансляций это проблематично именно из-за невысокого уровня конкуренции: мюнхенский клуб слишком легко выигрывает очередной титул, и это неинтересно по сравнению с борьбой «Реала» и «Барселоны» в Испании, постоянным чередованием чемпионов в Англии и исторической любовью аудитории к Италии.

«Бавария», кроме прочего, не сделала в новом сезоне ничего, чтобы попасть в лидеры медиа-рейтингов. Она совершала разумные приобретения, тратила деньги разумно. И это очень скучно - особенно на фоне многомиллионных трат, которые позволяли себе, например, испанские «Барселона» и «Реал».

Итальянское возрождение

Финалист Лиги чемпионов «Ювентус» провел практически идеальный со спортивной точки зрения сезон, выиграв все национальные титулы и остановившись в шаге от международного. До топ-10 самых дорогих брендов он не дотянул, остановившись на 11-м месте ($350 млн - на $103 млн [+42%] больше, чем год назад).

Этому способствовали как результаты команды, так и работа менеджмента. Один из ее результатов - смена технического спонсора с Nike на adidas.

Растущий интерес иностранного капитала к итальянскому футболу иллюстрируется также приобретением 48% акций «Милана» тайским бизнесменом.

Деньги из Персидского залива

На поверхности - связи ближневосточных денег с клубами, являющимися лидерами или претендующими на статус лидеров европейского футбола. Слово «Абу-Даби» появится в названии стадиона «Реала Мадрид». Авиакомпании изщ этого региона являются титульными спонсорами пяти клубов из топ-10 рейтинга Brand Finance.

Менее заметны инвестиции в клубы второго-третьего эшелонов. Катарская компания Aspire Zone вкладывается в клуб второго бельгийского дивизиона «Эйпен». В нем первые шаги в большом футболе делают воспитанники подшефных Aspire Zone школ, работающих в 14 развивающихся странах.

Кувейтские деньги идут в английские клубы «Ноттингем Форест». Компания из Саудовской Аравии владеет «Шеффилд Юнайтед». Испанский «Хетафе» принадлежит компании из Дубаи, катарские деньги вкладываются в «Малагу».

По мнению экспертов Brand Finance, вложения в европейский футбол оказывают значительное влияние на стоимость ближневосточных брендов. Компании из ОАЭ за год выросли с $249 млрд до $293 млрд; из Саудовской Аравии - с $420 млрд до $263 млрд. Наиболее впечатлающий рост (40%) продемонстрировали катарские бренды: с $184 млрд до $256 млрд.

Скандал в ФИФА

Стоимость бренда Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), по данным Brand Finance, за последние несколько дней снизилась почти на $400 млн - с $3,2 млрд до $2,8 млрд. Всему виной - обвинения в коррупции.

И это ставит под угрозу контракты организации со своими партнерами. Общая стоимость брендов партнеров ФИФА составляет почти $100 млрд, и они едва ли готовы терять в цене из-за ее проблем. Под угрозой даже доходы организации от телетрансляций чемпионатов мира - до тех пор, пока сохраняется вероятность переноса первенства планеты 2018 и 2022 года из России и Катара.

«Спонсоры ведут партнерские отношения с ФИФА для развития своих брендов, а не для того, чтобы портить свою репутацию, - подчеркивает CEO Brand Finance Дэвид Хэй. - Если авгиевы конюшни в ФИФА не будут расчищены, я бы рекомендовал VISA (стоимость бренда - $8,5 млрд), Coca-Cola ($35,8 млрд) и McDonalds ($22 млрд) рвать с ней отношения».








>> FATF: Банки приложили недостаточно усилий, чтобы отследить подозрительные сделки ФИФА >> Ситуация с Аленичевым напоминает историю с Черчесовым >> Паулу Барбоза: Даже если Виллаш-Боаш уйдет, Халк останется