'В Ле-Мане ложишься на кровать - и все равно продолжаешь ехать'

В минувшие выходные российские пилоты Виктор Шайтар и Алексей Басов вместе с итальянцем Андреа Бертолини в составе российской команды SMP Racing одержали победу в одной из трех самых культовых гонок мирового автоспорта «24 часах Ле-Мана» в «младшем» из четырех классов - LM GTE Am. Они выступали в этой гонке на «Феррари» модели 458 Italia.

- Ни сил, ни времени на то, чтобы попраздновать победу не оставалось, - рассказал «СЭ» Алексей Басов. - В воскресенье вечером мы внутри команды в боксах сделали общее фото, поблагодарили механиков и разошлись по вагончикам - там, где отдыхали и проводили всю неделю, когда готовились к гонке в Ле-Мане. На следующее утро все отправились домой в свои города. В данный момент мы находимся вместе со своими семьями, у нас четыре дня отдыха. Но позже руководством команды, наверное, будет организован вечер в честь победы. А на подиуме была огромная бутылка шампанского, из которой приятно было поливать свой экипаж.

Нынешняя победа стала первой для российских пилотов и команд на «24 часах Ле-Мана». Потому стоит немного рассказать о наших спортсменах, добившихся этого успеха. 32-летний уроженец Москвы Виктор Шайтар после успехов в картинге на российской арене, в 2002 году стал чемпионом страны в «Формуле-1600». Затем выступал в этом классе в финском и немецком чемпионатах, а также в гонках российских серий MitJet и Legends. В 2013 году он начал полноценную международную карьеру в гонках на выносливость в Европейской серии Ле-Ман (ELMS) и Blancpain Endurance Series. В прошлом сезоне Шайтар дебютировал в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC) в LMP2 и параллельно выступал в ELMS. Вместе со своими партнерами он два сезона подряд выигрывал серию ELMS в классе GTC.

38-летний уроженец Мытищ Алексей Басов на ранних стадиях своей карьеры участвовал в ралли-кроссе, автокроссе, зимних трековых гонках и не раз становился призером различных российских соревнований. С 2007 года стал выступать на международных стартах в Украине, Германии и Италии, где одержал ряд побед на отдельных этапах, в том числе в серии Ferrari Challenge, и завоевывал места на подиуме. В 2013 году дебютировал в International GT Open и Blancpain Endurance Series, а в 2014-м - в ELMS.

В прошлом году экипаж Бертолини, Шайтара и Басова также впервые выступал на «24 часах Ле-Мана» однако тогда не смог добраться до финиша. Со второй попытки трио добилось итогового успеха.

- В прошлом году, когда я был на гонке в Ле-Мане в первый раз, меня поразили атмосфера и организация, - рассказывает Басов. - Здесь присутствует огромное количество зрителей, гонщиков. Атмосфера своеобразная. Меня она настолько порадовала, что захотелось ее еще раз ощутить. Тем более в этом году мы приехали с надеждой на победу. Это был праздник, который останется навсегда. Ведь мы записали свои имена в историю российского и международного автоспорта. Многие пилоты говорят, что статус победителя «24 часов Ле-Мана» важнее статуса чемпиона мира или победителя какой-либо серии. Все желают выиграть здесь, но не всем это удается, потому что Ле-Ман очень коварен.

В 2015 году Шайтар и Басов вместе с Бертолини проводят полноценный сезон в классе LMGTE Am в чемпионате мира по гонкам на выносливость (FIA WEC). Несмотря на то, что в названии класса используется сокращение от слова amateur (любитель), как можно видеть из описания карьеры российских гонщиков, к любителям они не имеют никакого отношения. Просто для каждого из классов машин в Ле-Мане существуют свои правила формирования экипажей в зависимости от категорий, присвоенных FIA гонщикам. Так в более быстром классе LMGTE Pro, почти всегда выступают пилоты платиновой и золотой категорий. К тому же автомобили там чуть быстрее, поскольку имеют отличия по динамике мотора, покрышкам. В то же время в LMGTE Am в экипаже должен быть один гонщик с категорией не выше бронзовой (им был Алексей Басов), и один - не выше серебряной (Виктор Шайтар). Андреа Бертолини имеет платиновую категорию.

В течение всех «24 часов Ле-Мана» экипаж Шайтар/Бертолини/Басов держался в числе лидеров, а окончательно вышел на первое место уже в последний час гонки после схода основных конкурентов из команды «Астон Мартин», за которую пилотировали Пол Далла Лана (Канада), Педро Лами (Португалия) и Матиас Лауда (Австрия). Впрочем, трудности в ходе 24 часов возникали и у российско-итальянского экипажа.

- У меня в ходе гонки был один вылет, - рассказал «СЭ» Виктор Шайтар. - К счастью, я не разбил машину, а только поцарапал. Но застрял в гравии. Меня где-то через две с половиной минуты достали, вернули на трассу. Я заехал в боксы, там сразу поменяли старые тормозные колодки. Машина выдержала. Она была настроена идеально на гонку. Была стабильна в независимости от изношенности резины, позволяла держать хороший темп, ускоряться. Мы надеялись на победу. Ехали вторыми уверенно, а в конце ребята из «Астон Мартина», видимо, устали и вылетели. Но это неважно - мы не разбили машину и выиграли.

- Первая моя сессия за рулем получилась немного сложной, - заметил Басов. - А ночная - нет. А еще думаю, мы переживали и нервничали на последних кругах, когда накрапывал дождик. За рулем ехал Виктор и до этого у него был вылет из-за отказа тормозов. Но он тогда справился и выставил автомобиль боком. Повреждено было только правое зеркало. На подвеске и поведении автомобиля его вылет никак не отразился.

Во время беспрерывной гонки в течение суток, пусть и со сменой водителя за рулем, большое значение для пилотов имеет отдых. Тем не менее, как следует отдохнуть из-за накала борьбы, удается далеко не всем.

- После своей смены нужно сразу же выйти к инженеру, рассказать, что и как с автомобилем, - отметил Басов. - Нужно, чтобы эту информацию передали следующему пилоту. И тут же переодеваешься, немного ешь и после душа ложишься спать. Смены были по два-три часа. Андреа Бертолини ночью проехал почти четыре часа, но у него был внеплановый заезд на пит-стоп. Он наехал на обломки карбона, из-за чего возник медленный прокол. Колесо спустило и пришлось отправиться в боксы. Это дало мне и Виктору Шайтару чуть больше времени поспать. Впрочем, расслабиться и отдохнуть невозможно, потому что находишься внутри гонки. Ложишься на кровать - и все равно продолжаешь ехать, переживаешь. Хотя и надо отключиться, чтобы отдохнуть. Но по часу-два за ночь поспали.

- Поспал где-то 2 с половиной часа за время гонки, - заметил Шайтар. - Расслабиться в это время лично мне было непросто. Ночью самое тяжелое время. Все-таки на машинах GT мы самые медленные по скорости. И даже машины категории GTE Pro быстрее на пару секунд. Надо всех пропускать и самому темпа не терять. Но если спросить любого гонщика, то мне кажется, он ответит, что уже через час гонки возникает привычка. Как бы отключаешься и пилотируешь в автоматическом режиме. Рад, что мы избежали неприятностей и все получилось.

Что касается питания во время 24-часовой гонки, то в нем по большому счету нет ничего особенного.

- У нас была там целая неделя, пока были тесты, автограф-сессии, и мы присутствовали непосредственно на треке, - рассказал Басов. - У команды есть передвижной двухэтажный ресторан, где мы питались. Там отменная кухня - мясо, рыба, рис, как и везде. Ничего особенного нет, разве что меньше жирной и больше легкой пищи.

На первых двух этапах чемпионата мира по гонкам на выносливость в Сильверстоуне и Спа-Франкошам, где проводились шестичасовые гонки, Шайтар, Бертолини и Басов финишировали третьими, а после победы во Франции стали лидерами FIA WEC.

- В чемпионате мира осталось еще пять этапов, - напомнил Басов. - Наша цель - остаться на первом месте и завоевать золото для себя и команды. А на следующий год будут видимо более грандиозные планы и в том числе повторение успеха в Ле-Мане.








>> Первый травяной успех Надаля за пять лет >> Андрей Кобелев: Мвила и Дьяков не в Динамо. Нам нужно соответствовать финансовому фэйр-плей >> Шлеменко: Скандал с допингом не заставит меня завершить карьеру